23 августа отметил 85-летие регент малого хора собора во имя св. блгв. князя Александра Невского – Николай Иванович Волик. В этот день его поздравили священнослужители храма, хор и прихожане. «Многая лета»» – громко звучало под сводами собора.
Пример отца стоит перед глазами
В его судьбе соединилось многое: музыка, лишения, вера. Огромное влияние на него оказала личность его отца – священника Иоанна. Отец Иван Тихонович родом из с. Менчикуры. В их роду многие были музыкальны. Например, брат Василий имел редкой красоты бас, и его приглашали петь в столичной опере. Иван был в церкви с детства: с 7 лет – пономарем. Повзрослев, стал служить регентом-псаломщиком. Когда началась Великая Отечественная, ушел на фронт. Был в плену, а после рассказывал случаи, когда Бог чудом спасал его. Вернувшись с войны, решил стать священником. Время было тяжелое: развалили большинство храмов, священников расстреляли, отправили в лагеря. При немцах церкви вновь открыли. В одной из них – в селе Чкалово Веселовского района – и стал служить отец Иоанн Волик. Служили и пели всей семьей – вместе с матушкой Анной и семерыми детьми. Хор был прекрасный: пять басов, пять сопрано, альты, тенора – 20 человек! Помогала даже восьмилетняя Люба. Сельская церковь светилась и играла мелодиями знаменитых композиторов прежних веков -Дмитрия Бортнянского, Павла Чеснокова.
– На ночную службу мама и младших будила, никому скидки не делала! – вспоминает Николай Иванович.
– На Пасху каждый ребенок красил по одному яичку, а в голодные годы утешались пасочками из лебеды. Мы жили в сторожке при церкви. Но в 60-е годы, при Хрущеве, начались новые гонения на церковь. Наш храм закрыли, а нашу семью просто выгнали из дома, который принадлежал религиозной общине. Мама семерых детей – это же мать-героиня! А ее выгнали только потому, что она – жена священника. Мы жили по домам у прихожан, переходили с места на место, мыкались. Последние 30 лет отец Иоанн Волик не имел возможности служить и молился дома. Да как молился! С утра до вечера перечитывал толстенные тетради с именами живущих и ушедших и просил о них Бога. А то, что было заложено в его детях, росло и развивалось. Дело отца продолжили все. Старший сын Иван был регентом . Сестры нашли каждая свой путь. Любовь пела в церкви, Надежда вышла замуж за священника и была регентом-псаломщиком. Вера до сих пор руководит хором в с. Ивановка (Каменско-Днепровский район). Ольга пела в соборе Александра Невского. Младшая сестра Анна вместе с мужем пела во Владимирском соборе в Киеве, а также заведовала тамцерковной библиотекой. Пошел по этой стезе и Николай, хотя и не сразу…
Долгий путь
В 13 лет Коля Волик начал петь в хоре родного чкаловского храма. И с тех давних лет хранил в памяти мелодии церковных гласов и праздничных песнопений. Именно тогда они легли в память мощным пластом, из которого он черпает до сих пор. В школе Николай был отличником, но особенно давалась химия. В родном селе смог окончить лишь 7 классов, а дальше перебрался в Белозерскую школу. Жил в доме двух старушек – тайных монашек, одна из которых была тетей о. Иоанна. Монастыри позакрывали, а бабушки жили тихонько, и только верующие догадывались, кто они. Были бедными: чтобы натопить дом, Николай собирал в степи перекати-поле. Большего они иметь не могли, но не тужили, а Богу служили.
После 10 класса Николай отправился в Днепропетровский сельхозинститут. Сдал экзамены, а на собеседовании выяснилось: да этот же отличник – поповский сын! И получил Коля от ворот поворот. На физмат Мелитопольского пединститута документы взяли. А после довелось Николаю Ивановичу поработать учителем математики и завучем сельских школ – Богдановки, Григорьевки, потом в школе № 5 Мелитополя. Вместе с женой Ларисой создали прекрасную семью, вырастили троих детей: Анатолий заведует отделом культуры в Крыму, Валерий работает художником, а дочка Ольга трудится на заводе.
Когда Николай Иванович ушел на пенсию, грянули времена перестройки. Открывались новые храмы, многие люди перестали стесняться носить крест. То, что долго жило лишь в тишине собственной души, теперь стало открытым. И вот Николай Волик, никогда не терявший веры своего отца, смог вернуться в храм – в собор Александра Невского. В 1995 г., при настоятеле протоиерее Алексее Кляхине он стал петь в хоре, а через время – руководить им. Вот и пригодились знания, полученные еще в детстве.
Жизнь для церкви
Недавно в руки мне попал пожелтевший листок. Когда-то давно, 80 лет назад, кто-то вывел перышком слова старинного прокимна «Кто Бог велий, яко Бог Наш?». Ну, конечно, эти ноты, как и многие другие, сохранил в своем домашнем архиве Николай Волик.
Николай Иванович – самоучка и самородок. Он получил богатое певческое наследство от предков, но не учился в музыкальной школе и многое осваивал сам. Играет на балалайке и мандолине, руководил школьным хором. Нынешний хор Н. Волика особенный. В нем читают и поют люди, не получившие музыкального образования. Руководить ими ох как нелегко! Сам Николай Иванович с его прекрасным слухом слышит каждую фальшивую нотку, но снисходителен к другим. Он стремится к слаженному пению обычных людей. Да к тому же часть хора – старушки, они плохо видят, с их больными ногами так трудно выстаивать длинные службы! Но эти люди умеют главное – поддержать ближнего молитвой и утешением.
– Профессиональным музыкантам есть чему поучиться у Николая Ивановича, – говорит Наталья Милюкова, учитель музыки ООШ-1 и певчая хора «Преображение» собора Александра Невского. – Он отлично знает церковную службу. Мне самой не раз приходилось обращаться к нему с вопросами не только о церковном уставе, но и о жизни. Он очень добрый, тактичный, интеллигентный человек. А вы знаете, что, несмотря на возраст, Николай Иванович ездит в церковь с другого конца города на велосипеде? Как бы он ни болел, он всегда стремится в храм, всегда улыбается и шутит. В нем соединились две важных вещи: высокие моральные качества и служение Богу. Это слилось воедино, и эта целостность показывает нам, каким должен быть настоящий православный человек.
Наталья ПИТИШКИНА
Прихожанка собора Александра Невского
Просмотров (138)